Символизм черепов в изделиях
Человеческие останки всегда имели особое уважение и интерес у наших предков. Уже в эпоху раннего палеолита наши предки имели специальные территории для захоронений. Так, одна из древнейших известных археологам могил, найденная в пещере на побережье Кении (Африка), датирована 78 тысячелетием до нашей эры, причем покойник был бережно завернут в подобие саванна, а под затылок ему подложили подушку. На том этапе развития цивилизации (в науке его называют «первоначальным стадом») подобное поведение было одной из немногих черт, отличавшей вид Homo от других животных.
Впоследствии традиция хранить и украшать мощи только усилилась, и трепетнее относились к голове мертвецов – вместилища сознания. Их обрабатывали травяными отварами и дубильными веществами, полировали, украшали резьбой или инкрустацией, оправляли в древесину, камень, благородные металлы. Однако они были не просто эстетическим объектом – благодаря стойкости костных тканей к тлению эти творения применялись и для религиозных целей, олицетворяя силу рода, жизненную энергию, удачливость, таланты или крепкое здоровье. Отсюда берет начало обычай собирать и использовать в качестве чаши черепа свергнутых врагов: согласно старинным верованиям, они приносили своему обладателю победы и оберегали от нападений. Скальпы, насаженные на колья или заборы, отпугивали злых духов и болезни, закопанные в поле – дарили богатый урожай и предупреждали засуху, а закопанные под фундаментом дома или береговыми опорами моста – способствовали их долговечности и прочности.
У каких народов и что именно символизировали черепа?
В Римской империи череп олицетворял изменчивости Фортуны и неумолимое течение времени. Мозаиками и панно с такой тематикой обрабатывали банкетные залы, купальные и даже публичные дома, чтобы их посетители ценили каждый миг жизни и наслаждались ею в полной мере. Аналогичный знак можно было увидеть и на флагах легионеров – там он напоминал о том, что не стоит слишком увлекаться быстротечным триумфом. Позже эту эмблему использовали почти во всех родах войск – пехоте, кавалерии, авиации, штурмовых, десантных и танковых частях – со ссылкой: «Мы погибаем, но слава наша бессмертна».
В Южной Америке череп – символ сакральной жертвы и семян, из которых вырастет следующее поколение. В доколумбовой культуре ацтеков существовали невероятные по размаху массовые жертвоприношения, при этом тела являлись лишь строительным материалом – из отсеченных голов сооружали частоколы-цомпантли, храмы и башни.
В богословии череп называют «Адамовой головой» из-за апокрифической легенды о том, что прах первого человека упокоился на Голгофе (чье название, вероятно, происходит от арамейского слова «гогульто» – «лобное место»). Через тысячелетия его омыла кровь Иисуса Христа, метафорически выкупив древнюю скверну, поправив адские мучения и забвения. Поэтому такой рисунок нередко присутствует на Распятиях, церковных утварях, монашеских уборах.
Средневековые теологи отождествляли череп со Святым Граалем – средоточием невинности, чистоты и благодати, а его утрата иллюстрировала изгнание из рая. А еще из глав чтимых праведников делали кубки – якобы, выпив из них, можно было исцелиться от эпилепсии, проказы, лихорадки.
В иконописи череп – обозначение отшельника, отвергшего мирское ради духовного поиска и размышлений о бренности бытия. В XVI-XVII вв. это толкование проникло и в светскую живопись Фландрии, Нидерландов, Испании и Франции, трансформировавшись в философию ванитас (от латинского термина «vanitas» – «бессмыслица, чепуха, суетность»).
У пуритан (ветвь протестантства, очень распространенная в Англии, а затем – в Америке) череп был едва ли не единственным разрешенным типом декора, ведь сторонники этого вероисповедания упорно отрицали всяческую роскошь и избыточность. Поэтому крылатые или окруженные солнечными лучами мертвые головы украшали как надгробные камни, так и карманные хронометры, пряжки, галстуки для галстуков, женские ящики и платки, символизируя грядущее воскресение и прощение всех грехов.
А вот в других религиях диапазон интерпретирования гораздо шире. Скажем, у буддистов череп – источник эликсира бессмертия и элемент колеса Сансары (дороги, по которой душа проходит в стремлении избавиться от оков кармы). В зороастризме (учение, основанное на откровении пророка Заратустры) такие останки населены опасными духами-девами, из-за чего их необходимо держать в мавзолеях без крова. Индуисты, удаляясь в ашрам (обитель мудрецов, расположенную вдали от шумных поселений), брали с собой лишенную кожи голову во избежание соблазнов. А мусульмане относятся к мощам не менее уважительно, чем к живым людям, при этом веря, что по сгибательным стыкам лицевых и затылочных костей можно читать судьбу.
С наступлением эпохи Просвещения мрачная эмблема теряет былую сакральность. Ее наносят на пиратские флаги, шевроны военных бригад, гербы тайных обществ и воровские укрытия. Но такая либерализация открыла путь творчеству многочисленных модерновых и постмодерных художников, конструкторов, проектировщиков. К примеру,